Вернуться к обычному виду


Статья в газете "Транспорт России" №9 от 01.03.12 "Большая перемена"

06.03.2012

Статья в газете "Транспорт России" №9 от 01.03.12 "Большая перемена"

Найдут ли продолжение позитивные подвижки в отношениях прикладной науки и производства?
В последние десятилетия, чего греха таить, наше отечественное образование было оторвано от практики. Производственники крайне редко обращали свой взгляд на научные разработки, рожденные в стенах вузов. Однако теперь ситуация, похоже, стала меняться к лучшему. Так, прикладными продуктами специалистов Московского государственного университета гражданской авиации (МГТУ ГА) серьезно заинтересовалось крупное профильное предприятие ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии». Являемся ли мы свидетелями долгосрочной тенденции или это всего лишь частная нанослучайность? Ответ на это вопрос связан не только с деятельностью вузовских ученых.

Комбинированная реальность.
Год назад авиакомпания включила в концепцию программы инновационного развития тему под общим названием «Комбинированная реальность». В дальнейшем составляющие данной темы были расширены и включены в программу инновационного развития, утвержденную на правительственной комиссии по частно–государственному партнерству. Университет в инициативном порядке провел цикл работ, и под занавес прошлого года авиакомпания подписала с вузом договор на приобретение эксплуатантом исключительных прав на прикладной запатентованный продукт, связанный с применением технологий комбинированной реальности.
Это специфическое направление оказалось настоящей жилой (возможно, и золотой) сразу нескольких близких по принципу разработок. Некоторые из них доведены до патентной защиты, по ряду тем идет активная творческая работа.
«В целом стоимость комплекса разработок в рамках данной технологии как готовых коммерческих продуктов при удачном стечении может превысить не одну сотню миллионов рублей», – говорит ректор МГТУ ГА Борис Елисеев.
Важно здесь и то, что вуз доводит свои исследования до уровня готового продукта. «Нами была поставлена задача: каждая научная разработка должна завершаться патентом, – говорит Борис Елисеев, – и это выполнимо».
Если для университета деньги лишними никогда не бывают, то для авиации и государства в целом в этом вопросе главное все–таки не финансы, важнее актуальность тем. То есть их насущность. Об ожидаемости отраслью разработок на основе технологий комбинированной реальности говорят сами названия исследований: система пространственной ориентации пилотов воздушных судов при посадке или система тренинга и тестирования авиадиспетчеров старта, руления и посадки… Причем речь идет не только о разработке элементов тренажеров, хотя и в этом плане сотрудники вуза вышли на самые передовые рубежи. Разработки исследователей МГТУ ГА отличаются максимальной компактностью и возможностью их практического применения в реальных условиях. Скажем, специальные очки, подключенные к интерфейсу в варианте 3D+стерео, не только повышают пространственную ориентацию пилотов и сводят к минимуму обучение навигационному искусству, но и позволяют использовать прибор в экстремальных ситуациях реального полета.

Оригинал статьи.