Вернуться к обычному виду


В газете "Транспорт России" (№23 за 2012 г.) опубликована статья: "Реактивный ресурс. Современные технологии дают новые возможности для подготовки специалистов в МГТУ ГА"

21.06.2012

В газете "Транспорт России" (№23 за 2012 г.) опубликована статья: "Реактивный ресурс. Современные технологии дают новые возможности для подготовки специалистов в МГТУ ГА"

Реактивный курс.
Современные технологии дают новые возможности для подготовки специалистов в МГТУ ГА. 
Что должен делать авиадиспетчер, отвечающий за взлет и посадку воздушных судов, если вдруг увидит на ВПП посторонний объект? А если сканирующее устройство для контроля багажа показывает, что у пассажира в чемодане запрещенный к провозу предмет? К любым нештатным ситуациям будущие специалисты авиационной отрасли обязаны быть готовы. В экстремальных условиях их реакция должна быть молниеносной. Поэтому мало превосходно знать теорию, нужно четко отработать все действия на тренажерах. 

Какими бы современными техническими средствами ни были оснащены объекты авиационного транспорта, от пресловутого человеческого фактора зависит очень многое. Поэтому специалистам, в той или иной мере отвечающим за безопасность пассажиров, необходим высокий уровень профессионализма. В Московском государственном техническом университете гражданской авиации созданы все необходимые условия для их подготовки. Уникальные образовательные ноу-хау и инновационные разработки позволяют смоделировать практически любую нештатную ситуацию. 

Несколько месяцев назад в МГТУ ГА открылся Центр транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта. На сегодняшний день основная задача центра - переподготовка руководящего состава для авиапредприятий и повышение квалификации специалистов, отвечающих за безопасность на объектах авиационного транспорта. Но уже с сентября этого года будут сформированы первые группы студентов. В рамках различных программ обучаемые будут проводить оценку уязвимости и категорирование объектов транспортной инфраструктуры, участвовать в ролевых играх по решению конкретных задач безопасности, изучать вопросы ведения документации, организационно правового, информационного и ресурсного обеспечения транспортной безопасности. Без дорогостоящего уникального оборудования подобное обучение было бы невозможным. 

Трехмерные лазерные проекторы, цифровые доски и мощные компьютерные процессоры позволяют изучать специальные программы наглядно. С помощью одной из таких программ, к примеру, можно ознакомиться с работой системы транспортной безопасности аэропортов. Центр позволяет имитировать ту или иную кризисную ситуацию. И главное - быстро адаптироваться к изучению тех технических новинок в области обеспечения транспортной безопасности, которыми оснащаются российские аэропорты. 

Сотрудники центра продемонстрировали корреспонденту «ТР» несколько заданий базового уровня. В зависимости от знаний и опыта обучаемого в программе предусмотрен выбор определенного уровня сложности подготовки. Неспециалисту разобраться хотя бы в том, что находится в просканированном рюкзаке авиапассажира, не так просто. Оказалось, например, что желтое пятно в черную крапинку на экране - баночка с орешками. Прошедшему курс быстро «щелкать» подобные задачки будет вполне по зубам. Оценит уровень его теоретических знаний и практических навыков итоговое электронное тестирование, которое нужно будет пройти после окончания курса. Одно из новых направлений подготовки - техносферная безопасность, но появятся и другие. Скорее всего, они коснутся области обеспечения комплексной безопасности на транспорте. «Мы уже полностью готовы принять как специалистов, так и студентов», - сказал заместитель начальника Центра транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта Николай Марченко. 

Помните, как герои одного научно-фантастического фильма надевали удивительные «очки будущего» и попадали в виртуальный мир? Невероятно, но такие очки - с некоторых пор не только фантазия кинорежиссеров и писателей. В лаборатории авиационной метеорологии и радиотехнических средств управления воздушным транспортом непосвященному можно легко спутать реальный мир с виртуальным. На вид это обычная комната, оснащенная несколькими компьютерами и мониторами. Но это оборудование уникально. Оно позволяет объединить в едином пространстве реальные объекты и виртуальные, то есть созданные компьютером модели. 

- Мы развиваем ряд проектов, объединенных общей идеей повышения уровня безопасности полетов. Изюминкой этих проектов является использование новейшей информационной технологии - так называемой дополненной (смешанной), комбинированной, реальности, - рассказывает заместитель начальника Учебно-тренажерного центра кафедры управления воздушным движением МГТУ ГА Андрей Горбунов. По его словам, эти проекты ориентированы на категории персонала, которые так или иначе связаны с обеспечением безопасности полетов. Это пилоты, техники, занимающиеся обслуживанием самолетов, авиадиспетчеры, а также водители аэродромного транспорта, персонал служб безопасности аэропортов и другие. 

Чтобы испытать ноу-хау на себе, надеваю специальные очки. И вот совершенно неожиданно посреди комнаты как бы зависает небольшая модель пассажирского лайнера. Нажатие нескольких клавиш - и комната исчезает, ощущение такое, что «самолет летит уже в небе». Преподаватель запускает другую программу, и передо мной в полный рост предстает подозрительный авиапассажир, на поверку оказавшийся злоумышленником. Он умеет, например, драться. Новейшая технология позволяет видеть одновременно реальные и виртуальные объекты. 

Это еще не все. Можно не только управлять виртуальным объектом при помощи джойстика, но и взаимодействовать с ним, имея на руке датчик трекинга. Пользователь находится в одном пространстве с виртуальными 30-объектами благодаря 6DOF-тpекингу и стереошлему дополненной реальности, оснащенному видеокамерами перед каждым глазом. Датчик системы позиционирования шести степеней свободы определяет положение линейных и угловых координат головы наблюдателя в пространстве. Полученные данные с камер позволяют встраивать в картинки, подаваемые на микродисплей, виртуальные объекты. В России такой набор полнопогружной дополненной, комбинированной реальности пока есть только у МГТУ ГА. Прошлой осенью в номинации «IT-продукт» специалисты вуза получили золотую медаль на 67-й Международной технической ярмарке в болгарском Пловдиве. 

Прикладными продуктами специалистов Московского государственного университета гражданской авиации серьезно заинтересовалось ведущее профильное предприятие ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии». Компания подписала с вузом договор на приобретение эксплуатантом исключительных прав на прикладной запатентованный продукт, связанный с применением технологий комбинированной реальности. 

Один из вариантов использования инновационных компьютерных продуктов - создание тренажера нового поколения на основе технологии дополненной, комбинированной реальности для авиадиспетчеров. На таком тренажере диспетчер будет наблюдать, как наряду с реальными самолетами по взлетному полю или в воздухе над ним перемещаются виртуальные авиалайнеры, управляемые «летчиками-операторами со специальных пультов. Преимуществами подобного инновационного продукта являются его мобильность, возможность моделирования любых ситуаций, включая нештатные, аварийные с участием различных объектов (самолетов, автотранспорта и т. д.) непосредственно на летном поле и над ним. 

К слову, а где сейчас тренируются будущие авиадиспетчеры? Подготовка авиационных диспетчеров - процесс сложный. Заведующий лабораторией учебно-тренажерного центра Лев Ракита рассказал о работе тренажерного модуля аэродромной автоматизированной системы управления воздушным движением «Синтез-АР2». 

На больших мониторах тренажерного центра детально вузуализирована работа аэродрома Внуково. На занятиях студенты работают в парах. Все как в жизни. К примеру, диспетчер, контролирующий движение воздушных судов по территории аэродрома, выдает разрешения на их буксировку, запуск двигателей, руление. Другой диспетчер контролирует движение на взлетно-посадочной полосе и предпосадочной прямой, выдает разрешения на взлет и посадку. Будущие авиадиспетчеры смотрят в окна КДП, то есть на мониторы. Действиями молодых людей руководят опытные инструкторы. В тренажерном центре студенты начинают проходить подготовку с третьего курса. 

- В перспективе планируем добавить тренажеры с визуализацией аэропорта Шереметьево, - рассказывает ведущий инженер кафедры управления воздушным движением Александр Коновалов. - Благодаря современному тренажерному оборудованию можно отрабатывать действия будущих специалистов, моделируя различные нештатные ситуации (экстремальные погодные условия, пожары на борту виртуальных самолетов, появление посторонних объектов на взлетно-посадочной полосе, включая птиц или даже коров). 

В зоне Московского авиаузла очень интенсивное воздушное движение. Поэтому у будущего авиадиспетчера должна быть цепкая память, молниеносная реакция, оперативное мышление, отличное знание английского языка. На развитие этих качеств и направлены образовательные ноу-хау МГТУ ГА. Помимо всего будущие специалисты такого профиля обязательно проходят врачебно- летную экспертную комиссию. Таким образом, в МГТУ ГА вопросам безопасности на объектах авиационного транспорта придается огромное значение. Материально-техническая база вуза, введение в учебный процесс самых современных технологий позволяют готовить специалистов высокого уровня. Многое здесь, конечно, зависит от профессорско-преподавательского состава, высокий профессионализм которого делает внедрение инноваций особенно эффективным. Изменения в системе подготовки специалистов в ведущем транспортном вузе страны произошли с приходом ректора МГТУ ГА Бориса Елисеева. 
Артем ОЗУН, обозреватель «ТР»