Вернуться к обычному виду


МГТУ ГА внес ряд предложений в проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

17.12.2010

МГТУ ГА внес ряд предложений в проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

 Предложение МГТУ ГА в проект Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

 

утверждено на ученом совете университета (протокол №4 от 24.11.2010г.)

размещено на сайте http://zakonoproekt2010.ru/edu/01-12-2010

 

  1. Включить в проект ФЗ статью XXX: «особенности реализации профессиональных образовательных программ транспортного образования», содержащую, в частности, нижеследующие предложения, включая предложения по воздушному транспорту.

  2. Подготовка кадров в интересах транспортной отрасли и  обеспечения безопасности на транспорте осуществляется в системе непрерывного образования путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, программ подготовки научно-педагогических кадров, а также программ профессионального обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях, а также в организациях, осуществляющих профессиональное обучение (учебных центрах профессиональных квалификаций), находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта.

  3. Профессиональные образовательные программы, реализуемые в федеральных государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, направлены на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития личности и подготовки квалифицированных кадров соответствующего уровня в транспортной отрасли и обеспечения безопасности на транспорте.

  4.  Основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в федеральных государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, дополнительно включают квалификационные требования к специальной профессиональной подготовке выпускников, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в ведении которого находятся соответствующие образовательные учреждения, и являются основой для оценки уровня и качества подготовки выпускников, освоивших указанные образовательные программы. Сроки освоения основных профессиональных образовательных программ, реализуемых в федеральных государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, устанавливаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального или высшего образования с учетом квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников.

 

  1. К дополнительным профессиональным программам, реализуемым в федеральных государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, устанавливаются федеральные государственные требования к минимуму содержания соответствующих дополнительных профессиональных программ, включающие в себя квалификационные требования к профессиональной переподготовке выпускников. Указанные федеральные государственные требования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в ведении которого находятся соответствующие образовательные учреждения.

  2. Программы профессионального обучения в области транспорта включают в себя требования по освоению знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения должностных (служебных) обязанностей или получения квалификации (разряда, класса, категории) по профессии без изменения образовательного ценза. Примерные программы профессионального обучения в области транспорта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение.

  3. Федеральные государственные образовательные учреждения, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, путем целенаправленной организации образовательного процесса, выбора методов и средств обучения с соблюдением мер безопасности создают обучающимся условия, необходимые для освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и программ профессионального обучения.  Особенности реализации прав в сфере образования обучающихся и работников федеральных государственных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров в интересах транспортной отрасли и обеспечения безопасности на транспорте, могут устанавливаться нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области транспорта, в ведении которого находятся соответствующие образовательные учреждения.

8. Федеральные органы исполнительной власти в области транспорта:                                                   

1)      устанавливают государственные задания на обучение по профессиональным образовательным программам в федеральных государственных образовательных учреждениях, находящихся в их ведении, объем и структуру подготовки по программам профессионального обучения;

2)      устанавливают в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия приема в федеральные государственные образовательные учреждения, находящиеся в их ведении, в том числе перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме в указанные образовательные учреждения;

3)      устанавливают в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок отчисления из федеральных государственных образовательных учреждений, находящихся в их ведении, порядок восстановления в таком образовательном учреждении, а также порядок перевода лиц переменного состава из одного федерального государственного образовательного учреждения, находящихся в их ведении, в другое;

4)      определяют сроки освоения профессиональных образовательных программ, реализуемых в федеральных государственных образовательных учреждений, находящихся в их ведении;

5)      устанавливают в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, другие особенности организации и ведения образовательной, методической и научной деятельности в области подготовки кадров в интересах транспортной отрасли и обеспечения безопасности на транспорте, а также деятельности федеральных государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта.

  1.  Получение профессионального транспортного образования включает в себя обязательную практическую подготовку обучающихся в соответствии с профессиональными образовательными программами под контролем сотрудников образовательных организаций, несущих ответственность за практическую подготовку и состоящих в трудовых отношениях с предприятиями и организациями, на базе которых осуществляется практическая подготовка. Образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по реализации профессиональных образовательных программ транспортного образования при наличии у них договора с предприятиями и  организациями вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности, предметом которого является совместная деятельность по практической подготовке работников транспорта. Договор о совместной деятельности должен содержать положения, определяющие условия и порядок использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, допуска обучающихся и педагогических работников образовательных организаций к профессиональной деятельности, в том числе порядок их допуска к этой деятельности, а также работников предприятий и организаций в образовательном процессе. Порядок организации практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам транспортного образования определяется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в введении которого находятся соответствующие образовательные учреждения.

  2. Образовательные организации, реализующие основные образовательные программы высшего и среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов, непосредственно обеспечивающих безопасность на транспорте, и  аттестованные и/или сертифицированные независимыми профессиональными организациями (международными, общественно-профессиональными и другими), имеют право выдавать выпускнику дополнительный к диплому об образовании сертификат(свидетельство) с указанием реквизитов документа об аттестации организации, либо вносить соответствующую запись в приложение к диплому. Данный сертификат (свидетельство) или запись должны учитываться работодателями при приеме выпускника на работу.

  3. Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов по эксплуатации транспортных средств в соответствии с основными образовательными программами высшего и среднего профессионального образования имеют право выдавать выпускнику дополнительно к диплому об образовании сертификат (свидетельство) об успешном изучении конкретного вида техники. Данный сертификат (свидетельство) должен учитываться работодателями при приеме выпускника на работу и/или при определении программы его стажировки.

  4. При реализации основных образовательных программ высшего образования и программ подготовки научно-педагогических кадров образовательная организация должна создавать условия для научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава и аспирантов, для написания научно-педагогическими работниками учебников и научных монографий. Данное требование  должно учитываться в аккредитационных показателях образовательной организации.

  5. Дополнение к статье 116 «Особенности управления образовательными организациями высшего образования»

 

Дополнить п.2 ст.116:

 

В случае присоединения к образовательной организации высшего образования, реализующей основные образовательные программы высшего образования, территориально удаленных  профессиональных образовательных  организаций (техникумов) в качестве филиалов для эффективного управления таким образовательным (вертикально - интегрированным) комплексом может быть сформирован дополнительный коллегиальный орган - совет руководителей образовательной организации высшего образования и его филиалов.

Полномочия, порядок формирования и деятельности совета определяется уставом образовательной организации.

   

Ректор МГТУ ГА                                                                                   Б.П. Елисеев