Вернуться к обычному виду


Качество не пострадает

24.04.2020

Качество не пострадает

В новом номере газеты «Транспорт России» № 17 (1136) 20 – 26 апреля 2020 года опубликовано интервью Елизаветы Карповой с проректором по учебно-методической работе МГТУ ГА Анжелой Борзовой об организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Качество не пострадает

Как отраслевые вузы справляются с переходом на дистанционные образовательные технологии

Процесс распространения новой коронавирусной инфекции внес свои коррективы во многие сферы жизни общества. В том числе и в организацию системы образования.

К счастью, современные вузы, в том числе и транспортные, давно готовились к переходу на «цифру». Представители образовательных организаций неоднократно говорили о том, что применение инновационных технологий, в число которых входит возможность получения образования дистанционно, – это недалекое будущее. И хоть оно настало спонтанно, это не повод для паники, а шанс протестировать прогрессивные технологии, доработать их. В частности, дать возможность будущим специалистам пережить вынужденную самоизоляцию с минимальным ущербом для освоения выбранной ими профессии.
О том, как транспортный вуз функционирует в рамках перехода на дистанционное обучение, с какими проблемами пришлось столкнуться педагогам и как это отразится на традиционной системе образования, корреспондент «ТР» побеседовал с проректором по учебно–методической работе Московского государственного технического университета гражданской авиации Анжелой БОРЗОВОЙ.

– Когда в университете перешли на дистанционное образование?
– В соответствии с приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 17 марта 2020 года № 297–П «Об организации образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» руководителям образовательных организаций высшего образования необходимо предусмотреть возможность предоставления индивидуальных каникул для обучающихся, в том числе путем перевода их на обучение по индивидуальным учебным планам, организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно–образовательной среде, использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечить взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Приказом ректора «Об организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции» № 56 от 17 марта 2020 года с 18 марта 2020 года определено, что в Московском государственном техническом университете гражданской авиации реализация образовательных программ высшего образования проводится исключительно в электронной информационно–образовательной среде с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Более того, на заседании методического совета МГТУ ГА был утвержден и введен в действие Порядок организации образовательного процесса в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой коронавирусной инфекции.

– Какие конкретно пути реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий применяются в университете?
– С 2015 года в МГТУ ГА внедрена и успешно функционирует электронная информационно–образовательная среда, которая обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения, включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий. В связи с этим переход на электронное обучение с использованием дистанционных технологий прошел без организационных проблем.
В университете регулярно проводятся лекции в формате вебинаров, а также для студентов предусмотрена возможность просматривать ранее записанные преподавателями лекции. При этом используются системы видеоконференцсвязи (ВКС) и Skype, TrueConf, Viber.
Семинарские занятия проводятся в форме дистанционного выполнения заданий преподавателя. Для коммуникации во время семинаров используются любые доступные технологии, удобные преподавателю и обучающимся, в том числе чаты в мессенджерах.
Также при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения используются электронная библиотека МГТУ ГА, электронное хранилище полнотекстовых документов, электронный каталог библиотечно–информационной системы МГТУ ГА, электронно–библиотечная система издательства «Лань».
Отдельно стоит отметить, что нами налажена система ежедневной фиксации хода образовательного процесса, а все выданные задания своевременно контролируются и проверяются.
Конечно, можно было бы обратиться к онлайн–курсам, обмену методическими пособиями с другими транспортными вузами, но компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся, различны. Все–таки не стоит забывать о том, что специалистам, например, в области железнодорожного транспорта и авиации, нужны разные учебно–методические материалы. Поэтому мы справляемся своими силами с помощью собственных наработок.

– Какие направления подготовки перешли на дистанционную форму обучения полностью, а какие нет?
– Как эксперт Рособрнадзора с 2016 года, я понимаю, что полный переход на дистанционное обучение невозможен. Это связано с тем, что приказом Министерства науки и высшего образования от 23 августа 2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» определены специальности и направления подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, а также дистанционных образовательных технологий.
Тем не менее, с учетом современных условий все образовательные программы высшего образования, реализуемые в МГТУ ГА, перешли на работу в электронной информационно–образовательной среде с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В частности, на «дистанции» проводятся даже занятия по практике «Тренажерная подготовка». Для координации студентов, выдачи индивидуальных заданий, обмена информацией между преподавателями и студентами созданы виртуальные сообщества в социальной сети «ВКонтакте». При этом в рамках дисциплины сохранена привычная для студентов хронологическая структура изучения процедур технического обслуживания ВС Airbus A320, Boeing 737 NG. Для успешного освоения студентами данной дисциплины преподаватели университета разработали теоретическое занятие в формате лекции по описанию системы самолета с использованием слайдов, практические занятия по поиску компонентов систем самолета и процедур технического обслуживания в документации. Помимо этого сохранены возможность выполнения заданий на процедурном тренажере, а также тестирование студентов.
При реализации электронного обучения преподавательский состав полностью выполняет часть из указанных пунктов в электронной информационно–образовательной среде. Тестирование же некоторыми преподавателями пришлось заменить индивидуальным опросом студентов онлайн, что уже успешно реализовано.

– Каким образом проходят теоретические и практические занятия?
– В заранее оговоренное время преподаватель и обучающиеся заходят в Skype, где педагог сначала фиксирует подключившихся студентов, производит проверку обратной связи, а затем переходит к теоретическому занятию. Дистанционная лекция представляет собой демонстрацию экрана компьютера преподавателя и передачу звука. Во время трансляции педагог курсором мыши акцентирует внимание на конкретных областях слайда.
Важно понимать, что даже в таких условиях образовательный процесс должен иметь двусторонний характер. В МГТУ ГА нам удалось этого добиться, наладив двустороннюю голосовую связь, при которой в любой момент времени студент имеет возможность задать интересующий вопрос, обратиться к преподавателю за разъяснениями.
В ходе лекции педагогом также используются данные из учебно–методических пособий, доступ к которым есть и у студентов–дистанционщиков. Мы разместили их на электронном ресурсе, используя облачное хранилище Google Drive. В данную базу специалистами вуза добавлена техническая документация по типу самолета, обучающий материал, схемы, видеоролики, фотографии. Ссылка на хранилище размещена в учебных сообществах в социальной сети «ВКонтакте». В любое время студент имеет возможность обратиться к необходимой информации и скачать ее на свой компьютер.
Что же касается практических занятий, то они выдаются индивидуально посредством использования все той же социальной сети. Студенты занимаются самостоятельным изучением и переводом технической документации, а готовые отчеты по заданиям высылаются на электронную почту преподавателя. Отведенное время на практику вырабатывается полностью согласно расписанию занятий. При снятии ограничений и возвращении очных занятий в учебно–тренажерный центр планируется выполнение только заданий на тренажере и тестирование студентов по темам занятий, которые были реализованы ранее дистанционно.

– Какие проблемы возникли и, на ваш взгляд, еще могут возникнуть?
– В целом отмечу, что переход на электронное обучение с использованием дистанционных технологий прошел без организационных проблем и технологических сбоев. Наличие у обучающихся МГТУ ГА доступа к сети Интернет и технического оснащения в домашних условиях составляет 98%.
Однако есть понимание, что проблемы в скором времени могут возникнуть с производственными практиками. Согласно пункту 24 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» практика представляет вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, не содержит норм, исключающих возможность проведения практики в формате дистанционной (удаленной) работы студентов, аналогично широко применяемой в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции в качестве способа организации труда работников. На основании этого нами были приняты решения, позволившие уже сейчас говорить о решении данной проблемы. Пока что мы организовали практику частично и без непосредственного нахождения обучающегося на рабочем месте либо в профильной организации, либо в вузе. В частности, Московский центр автоматического управления воздушным движением ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» предложил практику обучающихся по направлению подготовки «Аэронавигация» провести в режиме онлайн.
Разумеется, все будет зависеть от дальнейшего развития событий по распространению новой коронавирусной инфекции. В случае если данный формат обучения будет продлен, то занятия, которые требуют работы с лабораторным и другим оборудованием, перенесем на конец учебного года. Если какие–либо элементы учебного плана не смогут быть реализованы в текущем учебном году, то мы внесем соответствующие изменения в учебные планы, перенеся эти элементы на будущий учебный год.

– Какие, по мнению университета, будут последствия у этого процесса? Как положительные, так и отрицательные.
– Об этом пока рано говорить. Понимание придет только через некоторое время в ходе реализации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Накопим практику, будем анализировать, корректировать и совершенствовать образовательный процесс. Однако могу сказать следующее. Наши студенты, общаясь в социальных сетях, пишут, что «преподы» забросали их заданиями. Но, по словам преподавателей, посещаемость выросла.
Сейчас мы думаем о летнем выпуске. Не за горами государственная итоговая аттестация, выпуск, приемная кампания 2020 года. Уже известно, что сроки ЕГЭ перенесены. Это тоже заставит корректировать планы работы вуза.

– Не станет ли сама возможность перехода на дистанционную подготовку в случае ее удачного функционирования ударом по традиционной системе образования?
– Для технических университетов, которым является и МГТУ ГА, точно не станет. Напротив, мы получим колоссальный опыт в дальнейшем частичном использовании элементов электронного обучения с применением дистанционных технологий. Деканы, заведующие кафедрами, преподаватели будут делиться этим опытом с коллегами, обсуждать его на заседаниях методических советов.

– Каковы прогнозы педагогов университета относительно перехода на подобную систему преподавания? Как это повлияет на их работу в долгосрочной перспективе?
– Очень надеюсь, что ситуация с распространением коронавирусной инфекции в ближайшее время закончится и образовательный процесс в Российской Федерации вернется в нормальное русло. В течении без малого 50 лет своего существования система подготовки авиационных кадров в МГТУ ГА является оптимальной и сбалансированной. Обучающимся прививается умение самостоятельно изучать учебный материал, так же как и эффективно используется лабораторное и тренажерное оборудование при контактной работе с преподавателями. На оплате труда преподавателей формат проведения занятий никак не скажется.

– Сможет ли университет так же быстро вернуться обратно к традиционной системе передачи студентам знаний? Не рассматривается ли возможность и в «мирное время» использовать подобную технологию и дальше?
– Обратно вернуться будет значительно легче. Невозможно качественно готовить авиационные кадры только в удаленном формате. Это также закреплено и в 85–й статье закона «Об образовании в Российской Федерации», где предусмотрено обязательное использование тренажерной базы и учебных воздушных судов.
Уверена в том, что практика работы транспортных вузов в сложный период послужит основой для внесения дополнений и изменений в нормативно–правовые акты – от федеральных до ведомственных.