Вернуться к обычному виду


Общая информация

  

Контакты

Адрес: Москва, Кронштадтский бульвар, дом 20, зона Б, этажи 1 и 2

Электронная почта: dla@mstuca.aero

Телефон: (499)459-07-26

 

История кафедры

Кафедра «Двигатели летательных аппаратов» (ДЛА) была создана в МИИГА в 1971 году, образованная из секции двигателей летательных аппаратов Московского филиала КИИГА.  На момент создания и становления кафедры, а также в последующие годы ее развития кафедрой руководил выдающийся ученый-теоретик П.К.Казанджан, на которой он проработал до 1993 г.

Казанджан Погос Карапетович - доктор технических наук, профессор. Свою научную деятельность начал с 1938 года, когда принимал активное участие в проектировании и испытаниях отечественного турбовинтового двигателя на Коломенском заводе имени В.В. Куйбышева в группе под руководством профессора В.В. Уварова. Казанджаном П.К. были впервые выведены формулы для определения оптимальных параметров рабочего процесса термодинамического цикла газотурбинного двигателя и разработана методика построения высотно-скоростных характеристик турбовинтовых двигателей. Научные труды Казанджана П.К. по повышению экономичности газотурбинных двигателей в 1947 - 1948 гг. имели исключительное значение для развития отечественных авиационных ГТД, и в настоящее время широко используются специалистами при разработке, совершенствовании и прогнозировании рабочих процессов авиационных ГТД и их эксплуатационных характеристик.  Под руководством П.К.Казанджана на кафедре была реализована стратегия использования конкретных образцов авиационных двигателей в учебном процессе.

Первоначально в штатный состав кафедры входили 4 преподавателя: кандидат технических наук Динеев Юрий Нилович, кандидат технических наук Михненков Лев Владимирович, Киприянов Вадим Георгиевич и Шулекин Виктор Тимофеевич. Позже, в 1974 году к ним присоединились кандидаты технических наук Рогальский Юрий Николаевич и Сидоренко Икар Васильевич. В структуре кафедры были две учебных лаборатории. Весь личный состав кафедры активно включился в создание лабораторной базы: разрабатываются лабораторные стенды по термодинамике и конструкции авиационных двигателей; создаются лабораторные установки с использованием конкретных образцов авиационной техники (препарирование ТВД Аи-24 на самолете Ан-30; установка контрольно-записывающей аппаратуры на ТРДД Аи-25 на самолете Як-40; создается бокс для испытаний ВТТД ТА-6А, ТА-8 и т.п.); создается лаборатория и класс по теории двигателей в УАТБ Шереметьево (на базе фюзеляжа самолета Ил-18 и бокса для испытаний ТА-6А); приобретаются макеты двигателей (НК 8-4, Аи-24 и др.); издается учебно-методическая литература для студентов.

С 1977 г. по 1987 г. заведующим кафедрой был доктор технических наук, профессор Иванов Вадим Петрович, обладавший большим опытом работы в авиационной промышленности и ЦИАМ им. Баранова. В этот период на кафедре большое развитие получили экспериментальные исследования вибрационной прочности лопаток компрессоров ГТД: создаются динамические и статические стенды для испытания лопаток компрессоров на прочность; класс конструкции авиационных двигателей и лаборатория автоматики ГТД; приобретаются макеты более современных двигателей (Д-36, Аи-25).

С 1987 г. по 2002 г. кафедрой руководил доктор технических наук, профессор Умушкин Борис Петрович. В этот период кафедра была перебазирована в новый учебно-лабораторный комплекс, где были созданы 3 класса конструкции двигателей, оснащённые макетами-разрезами отечественных двигателей Д-30КП, Д-36, НК-8-4, НК-86, Аи-25, Аи-24, ТА-8, ТВ2-117, ТВЗ-117 и др. Созданы лаборатория термодинамики и теплопередачи с лабораторными установками по теплопередаче. Получили дальнейшее развитие лаборатория конструкции и прочности АД и лаборатория по теории двигателей.

Высокий уровень лабораторной базы кафедры неоднократно отмечался на научно-практических конференциях МАИ, ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, ЦИАМ, ГосНИИГА и др. Активное участие в ее создании принимали преподаватели и инженерно-технический состав кафедры.

На кафедре появились молодые перспективные преподаватели из числа выпускников МИИГА: Москаленко Лада Вячеславовна (ныне кандидат технических наук, доцент), Чичков Борис Анатольевич (ныне доктор технических наук, профессор); из научно-исследовательской лаборатории МИИГА перешёл на должность профессора кафедры, выпускник МГУ Никонов Валерий Васильевич (доктор технических наук, профессор); крупного специалиста в области газовой динамики и теории авиадвигателей кафедра ДЛА приобрела с приходом профессора Тихонова Николая Дмитриевича.

Оживилась и расширилась тематика научных исследований в области технической диагностики, динамики и прочности, динамики эксплуатационных характеристик авиационных двигателей. Творческий и трудовой подъем сотрудников обеспечил признание авторитета кафедры, как зрелого научного и педагогического коллектива.

Профессорско-преподавательский состав кафедры неоднократно привлекался к расследованию летных происшествий. Коллектив кафедры принимал активное участие в общественной жизни института.

На жизнедеятельности коллектива кафедры тяжело сказались события, происходившие в 90-е и кризисные годы в общественно-политической системе страны. Положение осложнилось тем, что кафедра понесла невосполнимые утраты в профессорско-преподавательском составе: ушли из жизни заслуженный деятель науки профессор П.К. Казанджан, доцент И.В. Сидоренко, доцент Ю.Н. Рогальский, профессор Н.Д. Тихонов, доцент В.Т.Шулекин. Только благодаря дружным усилиям коллектива кафедра смогла минимизировать эти потери и не утратила высокого уровня организации и методики проведения учебного процесса.

С 2002 по 2008 год кафедрой руководил доктор технических наук, профессор Пивоваров Владимир Андреевич. С его приходом возобновилась научная деятельность кафедры, по сути в этот период кафедра стала кузницей научно-педагогических кадров. Количество аспирантов существенно возросло. Кандидатами технических наук за эти годы стали 4 молодых ученых в области прочности, эксплуатационной надежности и диагностики двигателей. Были защищены и докторские диссертации.  

С 2008 по 2015 год кафедрой заведовал доктор технических наук, профессор Никонов Валерий Васильевич.

Обновилась учебно-лабораторная база кафедры. Достаточно отметить тот факт, что в числе одиннадцати макетов-разрезов авиадвигателей, кроме отечественных образцов, есть и американский JT-8D. Классы автоматики и динамики и прочности АД компьютеризированы, что позволило существенно повысить качество проведения учебного процесса. Создан небольшой демонстрационный комплекс по истории отечественного двигателестроения, вызывающий большой интерес как у работников МГТУ ГА, студентов, так и гостей университета.

С ноября 2015-го года заведующим кафедрой является Почетный работник высшего профессионального образования, доктор технических наук, профессор Машошин Олег Федорович, выпускник механического факультета МИИГА 1989 г.в. С его приходом на кафедру положено начало внедрения в учебный процесс использования и умелого применения современного тренажерного оборудования по читаемым на кафедре дисциплинам при подготовке студентов механиков и авиоников к практической эксплуатации современной зарубежной двигательной техники.

На кафедре проходят обучение студенты механического и других факультетов дневной и заочной форм обучения по учебным планам подготовки специалистов, бакалавров, магистрантов. Ежегодное число дисциплин кафедры меняется в пределах 8-14, каждая из которых в более крупных вузах ведется отдельными кафедрами.

На протяжении всего периода существования кафедры большое внимание уделялось учебно-методической работе и профессиональному росту сотрудников.

Учебные дисциплины по всем видам занятий обеспечены учебниками, учебными пособиями, методическими указаниями и руководствами к лабораторным работам. Ежегодно преподавателями кафедры издается свыше 10 учебников, учебно-методических разработок и учебных пособий как в МГТУ ГА, так и во внешних издательствах.

Всего с 1974 года кафедрой было издано 4 учебника, 2 монографии, большое число учебных пособий и учебно-методических разработок, полностью удовлетворяющих потребности учебного процесса. В учебно-методической работе максимальное внимание было направлено на повышение уровня эксплуатационной направленности студентов и совершенствование эксплуатационной подготовки самих преподавателей. Создан кафедральный фонд контрольных заданий, содержащих комплекты задач в тестовой форме для использования на ПК.

Учёные кафедры ведут фундаментальные и прикладные исследования по следующим научным направлениям:

- динамика и прочность авиаконструкций,

- эксплуатационная живучесть,

- влияние эксплуатационных факторов на эксплуатационные характеристики двигателей,

- диагностика технического состояния авиадвигателей,

- совершенствование учебного процесса.

Результаты научных исследований обсуждаются на научно-технических семинарах кафедры, ведомственных и международных конференциях, публикуются в отечественной и зарубежной печати и служат основой для защиты аспирантами и преподавателями кафедры кандидатских и докторских диссертаций.

Кафедра с оптимизмом смотрит в будущее, намерена и дальше обеспечивать высокое качество подготовки специалистов для отрасли гражданской авиации.