Вернуться к обычному виду


Правила пользования НТБ

1. Общие положения

1.1. Библиотека является одним из ведущих структурных подразделений университета, обеспечивающим литературой и информацией учебно-воспитательный процесс и научные исследования, а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры.

1.2. Библиотека в своей деятельности руководствуется указами, постановлениями и решениями органов законодательной и исполнительной власти, определяющие развитие культуры, образования, библиотечного дела и гражданской авиации, руководящие материалы вышестоящих организаций (Федеральный закон «О библиотечном деле» № 78-ФЗ, Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (в действующей редакции), Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в РФ до 2015 года и план действий по их реализации № МФ-П44-2462).

1.3. В своей деятельности библиотека также руководствуется Уставом МГТУ ГА, Политикой руководства в области качества, целями МГТУ ГА в области качества, документированными процедурами системы менеджмента качества в части процесса

3.4 «Библиотечное и информационное обслуживание» (РК-2010), правилами внутреннего распорядка, договором о коллективной материальной ответственности и положением о библиотеке.

1.4. Настоящие правила разработаны в соответствии с Положением о библиотеке высшего учебного заведения, утвержденным ЦБИК Госкомвуза РФ 6 декабря 1995 г.

1.5. Правила пользования библиотекой МГТУ ГА регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей, права и обязанности библиотеки и читателя.

2. Основные задачи

2.1. Полное и оперативное библиотечное и информационно- библиографическое обслуживание студентов, аспирантов, докторантов, научных работников, преподавателей, инженерно- технического персонала и других категорий читателей университета.

2.2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с профилем университета и информационными потребностями читателей.

2.3. Организация и ведение справочно-библиографического аппарата и баз данных.

2.4. Воспитание информационной культуры студентов: привитие навыков пользования книгой, справочно-библиографическим аппаратом, в том числе в автоматизированном режиме.

2.5. Расширение перечня библиотечных услуг, повышение их качества.

2.6. Координация деятельности с библиотеками, органами научно- технической информации и другими учреждениями для более полного удовлетворения потребностей читателей в литературе.

2.7. Осуществление хозяйственной деятельности в целях оптимизация библиотечного обслуживания.

3. Права и обязанности читателей

3.1. Все категории читателей имеют право бесплатно пользоваться следующими видами библиотечно-информационных услуг:

3.1.1. Получать полную информацию о составе фондов библиотеки через систему каталогов и картотек и другие формы библиотечного информирования.

3.1.2. Получать из фонда библиотеки для временного пользования в читальных залах и на абонементе произведения печати.

3.1.3. Получать консультационную помощь в поиске и выборе произведений печати и других документов.

3.2. Профессорско-преподавательский состав, научные работники и сотрудники института имеют право бесплатно получать литературу на дом для временного пользования:

3.2.1. На срок до 1 года в количестве до 5 экземпляров учебников и учебных пособий.

3.2.2. На срок до 1 месяца в количестве до 5 экземпляров научных изданий.

3.2.3. Получать издания по межбиблиотечному абонементу для работы в читальном зале.

3.2.4. Срок пользования литературой, взятой на дом, может быть продлен или сокращен в зависимости от спроса на нее.

3.3. Аспиранты получают научно-техническую литературу для временного пользования только в читальных залах, учебные издания выдаются на дом сроком на 1 год.

3.4. Читатели обязаны бережно относиться к книгам, другим произведениям печати и иным материалам, полученным из фондов библиотеки. Возвращать литературу в установленные сроки, не делать в них пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страниц; не вынимать карточек из каталогов и картотек.

3.5. При получении книг, других произведений печати и иных материалов читатели должны тщательно просмотреть их и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, в противном случае, ответственность за порчу книг несет читатель, пользовавшийся изданием последним.

3.6. Читатели не имеют право получать литературу по читательскому билету другого лица. В случае нарушения этого правила, читатель лишается права пользования библиотекой сроком на 1 месяц.

3.7. Ежегодно читатели обязаны перерегистрировать читательские билеты. Читатели не прошедшие перерегистрацию, библиотекой не обслуживаются.

3.8. В случае утери читательского билета читатель обязан получить дубликат билета, предварительно написав заявление с объяснением причин утери.

3.9. При выбытии из вуза читатель обязан вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания, сдать читательский билет и оформить обходной лист.

3.10. Читатели, ответственные за утрату или неумышленную порчу изданий, обязаны заменить их такими же изданиями или копиями, или признанными библиотекой равноценными, а при невозможности замены возместить реальную рыночную стоимость изданий на день замены.

3.11. Читатели обязаны соблюдать правила пользования библиотекой. Читатели, нарушившие правила пользования библиотекой или причинившие библиотеке ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотекой, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

4. Права и обязанности библиотеки

4.1. Библиотека  обслуживает читателей в соответствии с «Положением о библиотеке МГТУ ГА» и «Правилами пользования библиотекой».

4.2. Библиотека обязана:

4.2.1. Информировать читателей о всех видах предоставляемых библиотекой услуг.

4.2.2. Обеспечить читателям возможность пользования всеми фондами библиотеки.

4.2.3. Популяризировать свои фонды и предоставляемые услуги.

4.2.4. Совершенствовать библиотечное и информационно- библиографическое обслуживание читателей, внедряя компьютеризацию и передовые технологии.

4.2.5. В случае отсутствия в фондах библиотеки необходимых изданий для профессорско-преподавательского состава запрашивать их по межбиблиотечному абонементу из других библиотек.

4.2.6. Обеспечивать высокую культуру обслуживания, оказывать читателям помощь в выборе необходимых произведений печати и иных материалов, давая устные консультации, предоставляя в их пользование каталоги, картотеки и иные формы информирования, организуя книжные выставки и библиографические обзоры, проводя занятия по основам библиотечно-библиографических знаний.

4.2.7. Осуществлять постоянный контроль за возвращением в библиотеку выданных книг и других произведений печати.

4.2.8. Создавать и поддерживать в библиотеке комфортные условия для работы читателей.

4.2.9. Отчитываться в своей деятельности в соответствии с установленными «Правилами пользования библиотекой».

5. Порядок записи в библиотеку

5.1. Для записи в библиотеку читатели обязаны предъявить удостоверение личности, студенческий билет или справку из отдела аспирантуры, а также сдать 1 фотографию для оформления читательского билета.

5.2. При записи в библиотеку читатели получают доступ к электронной библиотеке (данные аутентификации на сайте электронной библиотеки; файл лицензии на чтение изданий электронной библиотеки).

5.3. При записи в библиотеку читатели должны ознакомиться с "Правилами пользования библиотекой" и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском формуляре.

6. Порядок пользования электронной библиотекой

6.1. Читатель имеет право обращаться к каталогу электронной библиотеки независимо от своего физического расположения и графика работы библиотеки при наличии подключения к сети Интернет. Для доступа к каталогу читатель должен перейти по адресу http://lib.mstuca.ru:8081 и пройти процедуру аутентификации.

6.2. Для доступа к чтению полных текстов изданий, представленных в электронной библиотеке, читатель должен получить и установить на персональное устройство (ПК, ноутбук под управлением семейства ОС Windows, мобильное устройство с ОС Android, iOS) лицензию на чтение изданий электронной библиотеки, а также устройство для защищенного просмотра изданий Locklizard.

6.3. Читатель должен использовать предоставленную посредством электронной библиотеки информацию только в личных целях и не использовать её в предпринимательских целях или для получения личной выгоды.

6.4. Запрещено создавать в цифровой или печатной форме копии произведений или их частей, предоставленных электронной библиотекой.

6.5. Запрещено передавать третьим лицам данные для аутентификации читателя на сайте электронной библиотеки, файл лицензии на чтение изданий электронной библиотеки, или персональное устройство, на котором установлен файл лицензии.

6.6. Разрешено проводить цитирование произведений или их частей в соответствии с ГК РФ ч.4, гл.70, ст.1273, 1274.

6.7. Читатель несет ответственность за соблюдение авторских прав в соответствии с ГК РФ ч.4, гл.69, ст.1250, 1252 и 1253.

6.8. НТБ не несет ответственности по претензиям читателей к качеству соединения с сетью Интернет, связанным с качеством функционирования сетей провайдеров, политикой обмена трафиком между провайдерами и другими обстоятельствами, находящимися вне зоны компетенции, влияния и контроля НТБ.

6.9. Все претензии по работе с электронной библиотекой в письменном виде необходимо направлять по адресу elib@mstuca.aero. Вся поступившая информация обрабатывается в сроки, установленные ГК РФ.

7. Порядок пользования читальными залами

7.1. При заказе литературы в читальном зале читатели предъявляют читательский билет и при получении изданий из фонда читального зала расписываются на книжном формуляре. Книжный формуляр является документом, удостоверяющим дату и факт выдачи читателю книг и других произведений печати.

7.2. Число изданий, выдаваемых в читальных залах, не ограничивается.  При наличии единовременного повышенного спроса число выдаваемых экземпляров может быть ограничено по решению администрации библиотеки.

7.3. Выносить книги из читального зала запрещено. В случае нарушения «Правил» п. 6.3, читатель лишается права пользования библиотекой сроком на 1 месяц.

7.4. Читатели имеют право бесплатно получать электронную информацию: пользование электронным каталогом и глобальной сетью Интернет.

7.5. Читатели обязаны поддерживать тишину в читальных залах. За недостойное поведение в читальном зале читатель лишается права пользования читальным залом сроком на 1 неделю, при повторном нарушении – на 1 месяц.

8. Порядок пользования абонементом

8.1. Для заказа и получения изданий на абонементе читатели предъявляют читательский билет, заполняют читательское требование и расписываются на книжном формуляре.

8.2. Сроки пользования литературой:

8.2.1. Студенту учебная литература выдается на один семестр. Срок пользования подлежит продлению в том случае, если предмет продолжается в следующем семестре.

8.2.2. Научная и художественная литература выдается на срок до 1 месяца.

8.2.3. На летние каникулы вся литература подлежит возврату в срок до 1 июля.

8.2.4. Студенты, имеющие академическую задолженность по предметам, обязаны предоставить справку из деканата для продления срока пользования литературой на период летних каникул.

8.3. Читатели могут продлить срок пользования взятых на дом книг, других произведений печати и иных материалов дважды, если на них нет спроса со стороны других читателей. Порядок пользования согласовывается в каждом конкретном случае дополнительно.

8.4. В случае нарушения читателями "Правил пользования библиотекой" или неисполнения ими взятых по договору с библиотекой обязательств, виновная сторона в полном объеме возмещает причиненный ущерб и убытки.