Вход Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

МГТУ ГА уже успешно готовит операторов беспилотных летательных аппаратов массой до 30 кг в рамках дополнительного профессионального образования

В новом номере газеты "Транспорт России" № 46 (1217) 15 – 21 ноября 2021 года опубликовано интервью с ректором МГТУ ГА Борисом Елисеевым о программах довузовской подготовки школьников, реализуемых в университете.

На сегодняшний день вся система образования нацелена на то, чтобы помочь будущему специалисту как можно раньше определиться с потенциальной профессией. Федеральные власти не только говорят о современных интерактивных образовательных платформах, но и принимают активное участие в их создании, а также поощряют университеты за реализацию данных проектов.

В частности, и сами вузы понимают важность профориентационной работы, что позволяет представителям высшего образования оперативно реагировать на подобные запросы, открывать программы довузовской подготовки.

О том, как ведущий авиационный вуз страны — Московский государственный технический университет гражданской авиации — принял вызов времени и организовал работу с подрастающим поколением, корреспонденту «ТР» рассказал ректор МГТУ ГА профессор Борис ЕЛИСЕЕВ.

— В МГТУ ГА уже много лет реализуются программы довузовской подготовки. Какие «плоды» приносит университету реализация этих программ?

— Начну с того, что мы всегда в первую очередь ставим перед собой вопрос: что это принесет обучающимся, а не самому университету? Во-первых, на протяжении многих лет мы успешно реализуем дополнительные общеразвивающие программы для учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов. Данные программы направлены на углубленное изучение предметов и профориентацию. В частности, ребята проходят 8- и 5-месячную подготовку по физике, математике, русскому языку, информатике, инженерной графике и основам авиации. Хотелось бы также отметить, что подобные подготовительные курсы предназначены не только для школьников, но и для всех заинтересованных в поступлении в МГТУ ГА, в том числе по программе «внутренний экзамен».

Во-вторых, если рассматривать проекты департамента образования г. Москвы, а именно «Инженерный класс в московской школе», «Университетские субботы», «Инженерные каникулы», «Инженеры будущего», конкурс предпрофессиональных умений «Профессиональная мастерская инженерного и информационно-технологического профилей», в том числе «Университетская среда» для учителей, то МГТУ ГА вносит ощутимый вклад в развитие отрасли в части подготовки высококвалифицированных кадров, заложения основы для успешной профессиональной деятельности в будущем. Помимо этого, такие проекты, которые дают возможность школьникам познакомиться с высшей школой еще до «финальной черты», на наш взгляд, всегда приносят хорошие плоды. Кстати, у нас более распространено определение «предпрофессиональная подготовка».

— По вашему мнению, дней открытых дверей, открытых лекций и конференций недостаточно для знакомства с профессиональной подготовкой?

— Для осуществления базового выбора места обучения — может быть, но не для выбора профессии. Авиационный инженер с дипломом вуза, внесенного в реестр ИКАО, а значит, действительным в большинстве стран мира, должен обладать рядом определенных навыков и знаний. В ходе предпрофессиональной подготовки ученики школ как раз могут побывать на месте студента и понять, что им предстоит изучить и с чем им придется работать. Кроме того, в ходе подобных мероприятий, а также в целом в рамках функционирования системы довузовской подготовки закладываются основы — базовые знания в области аэродинамики и авиационной инженерии. Получается, подобная система способна дать максимум преимуществ каждой из сторон. В итоге потенциальные абитуриенты, ожидания которых не совпали с действительностью, получают уникальную возможность вовремя подумать над выбором другой профессии, а те, кто все-таки решил связать свою жизнь с авиацией, уже обладают большим набором первоначальных знаний и навыков, показывают более высокие результаты в процессе прохождения вступительных испытаний, имеют более высокие шансы на удачный старт и более комфортно проходят адаптационный период.

— С нового учебного года обучающиеся проводят занятия и в новом технопарке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В данном случае речь идет о реализации новой программы подготовки?

— Не совсем так. Наша задача в рамках предпрофессиональной подготовки — дать будущим абитуриентам базовые знания. Навыки работы с БПЛА входят в этот стандартный набор, если так можно выразиться.

Сейчас общий мировой тренд — беспилотная авиация. Несколько лет назад мы говорили о развитии грузоперевозок дронами, а сегодня уже вовсю испытываются беспилотные авиатакси. Мы, как ведущий университет гражданской авиации нашей страны, само собой, не могли обойти стороной беспилотную авиацию. МГТУ ГА уже успешно готовит операторов БПЛА массой до 30 кг в рамках дополнительного профессионального образования. Уже сегодня рынку кадров требуются квалифицированные внешние пилоты — именно так, согласно нормативно-правовым актам, называются операторы БПЛА, а также инженеры, обладающие соответствующими знаниями и способные обеспечить полноценное техническое обслуживание и ремонт дронов.

Получается, что мы говорим не о новой программе, а все о той же предпрофессиональной подготовке школьников, просто развивающейся вместе с развитием мировой авиации.

— Можно ли сказать, что школьники, прошедшие предпрофессиональную подготовку, после окончания МГТУ ГА более конкурентоспособны и востребованы на рынке авиационных кадров?

— Думаю, что не конкурентоспособнее, но точно имеют более высокий начальный потенциал. Такая подготовка ведь не означает, что, поступив в университет, вчерашний школьник продолжит усердно учиться. Недаром говорят, что в авиацию идут по призванию, ведь в этой сфере большинство должностей связаны с ответственностью за жизни людей, поэтому такая работа требует действительно серьезной подготовки, включающей и самообразование, и самодисциплину. В рамках общегородских проектов школьники могут получить те знания, которые студенту без предпрофессионального образования приходится осваивать с первых дней обучения, в том числе многие из них самостоятельно.

Не стоит забывать, что самолет состоит из тысяч деталей, десятков километров проводов и большого числа компьютеров, имеющих уникальное программное обеспечение и многоуровневую защиту. И работу этого сложного транспорта инженер должен тщательно и подробно изучить всего за 4 года обучения!

Стоит также отметить, что учащиеся, у которых возникают определенные трудности в процессе обучения, в том числе и из-за банального нежелания учиться, просто не проходят систему контроля профессиональных знаний и навыков. Поэтому все, кто своим трудом и самоотдачей заслужил диплом МГТУ ГА, в равной степени имеют большую конкурентоспособность и преимущество на мировом рынке авиационных кадров.

— А насколько большой охват у предпрофессиональной подготовки?

— Эффективность этих программ уже принесла им популярность, можно даже сказать, что развила до массового движения. Думаю, лучше всего ответит статистика: за пять лет было реализовано больше 15 проектов, в которых приняли участие около 15 тысяч человек!

— Можно ли сказать, что современный университет уже вышел за рамки организации, дающей только высшее и среднее специальное образование?

— Однозначно! В задачи современного вуза уже давно включены задачи предпрофессиональной, дополнительной подготовки, переподготовки, а также воспитательная и научная деятельность.

Не будем далеко ходить, рассмотрим это на примере нашего университета. МГТУ ГА, помимо специалитета, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, предлагает предпрофессиональную подготовку для школьников, дополнительное профессиональное образование, аттестацию и переподготовку для работников отрасли, а также научную базу для проведения исследований в интересах заказчиков. Кроме того, процесс обучения неразрывно связан с воспитательной деятельностью, ведь вуз должен воспитать не просто хорошего специалиста, но и патриота своей страны.

А многие ищут способы «разгрузиться» от обучения через хобби, творчество и спорт — для таких в вузе должны функционировать кружки, секции, в том числе, конечно, и спортивные. Без обеспечения площадки для раскрытия творческих талантов и физического развития студент может просто потерять способность к обучению или будет разрываться между сложным обучением и внеучебной деятельностью вне стен родного университета.

— Что бы вы хотели пожелать школьникам, которым скоро предстоит выбирать профессию?

— Используйте любую возможность узнать как можно больше о той профессии, которая вас интересует, а особенно, если у вас есть шанс еще в школьные годы почувствовать себя студентом вуза. Опрометчивый выбор направления подготовки, к которому «не лежит душа», может сделать человека несчастным. Поэтому ждем всех, кому интересна авиация, в наших стенах и желаем в вопросе выбора профессии сделать правильный самостоятельный выбор!


Разговор вела Елизавета Карпова, обозреватель "ТР"